Роль отца в Эстонии: папочка, кто ты?

Limon.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Реэт Роос.
Реэт Роос. Фото: Liis Treimann

Реэт Роос, член социальной комиссии Рийгикогу, сегодня, в День отца, опубликовала на сайте Naine24 свои размышления о том, какова роль отца в современной Эстонии. Статью она озаглавила "Папочка, кто ты?". Это отсылка к недавно стартовавшей социальной рекламе - наверняка многие из вас уже видели на улицах города плакаты с печальными детскими лицами и вопросом: "Папочка, где ты?". Приводим перевод статьи Реэт Роос.



Роль отца в эстонском обществе меняется. Еще три поколения назад отец был главой семьи. Опорой семьи. Отец был принципиальным наставником, готовил ребенка к будущей жизни, прививал ему ценности и уверенность в себе.

Никто не может каждый день быть идеальным родителем, но этого и не нужно. Ребенку достаточно знать, что отец для всего этого у него есть.

Сегодня в Эстонии все привычнее становятся семьи, в которых есть твои, мои и наши дети. В результате исследования, проведенного в 2011 году Институтом развития здоровья, выяснилось, что почти 40 процентов детей не живет с обоими своими биологическими родителями. И ясно, что количество таких детей будет увеличиваться.

Мы оказались в ситуации, когда некоторые мужчины ведут себя, как свободные радикалы, если привести сравнение из физики. Это ничего, если речь идет о молодежи без детей, которая еще только ищет свой путь. Однако если отношения или брак - это свободная связь между двумя людьми, то ребенок - это чудесный результат этой связи, который нельзя рассматривать как остаток после реакции, который мы изучаем на уроке химии. Это ответственность. Ответственность не исчезает при расторжении брака. Для того, чтобы в Эстонии было хорошо быть маленьким (и постарше) ребенком, общество должно осуждать безответственность, и хвалить всех отцов, которые, помимо своих, принимают еще детей и делают их всех одной семьей.

Изменение роли отца к настоящему моменту привело нас к более мягким ценностям. В случае с молодыми родителями большее участие отца в жизни ребенка нормально. Отец с коляской на улице больше не удивляет, а умиляет. Папочка все больше становится товарищем по играм и взрослым умным другом, который через игру учит совместной работе, разрешает большие и маленькие проблемы ребенка, участвует в его жизни каждый день.  

В статье, появившейся на этой неделе в блоге Департамента статистики - "Статистический портрет эстонского мужчины" есть один прекрасный отрывок об эстонских отцах: "Время, которые мужчины затрачивают на детей, с годами увеличилось на 30 минут, и теперь они проводят с ребенком уже полтора часа в день (учитываются временные затраты тех мужчин, кто посвящал время этому). Однако для мужчин занятия с детьми - это не кормление или уборка за ними наряду с другой деятельностью, а скорее качественное время. Для мужчин дети - это хорошая перемена обстановки и возможность поиграть".

Но у медали две стороны. 22 процента детей Эстонии растет под присмотром родителя-одиночки. Одинокий родитель в нашем обществе не популярен, но это и не выбор простого или легкого пути. Одинокий родитель выбрал более сложный путь, жизнь с риском бедности для себя и ребенка. Кроме того, положение одинокого родителя сложнее, так как помимо риска бедности зачастую присутствуют чувства отверженности и вины.

Ребенок, выросший с одним родителем, должень смириться с более коротким детством, так как зачастую он берет на себя в семье большую ответственность по сравнению со сверстниками. И, будто этого еще недостаточно, поскольку традиционный рисунок семьи как пример ослабевает, по некоторым исследованиям, самим детям в дальнейшей жизни сложнее построить доверительные отношения.

На то, что связь большого количества детей с одним родителем ослабела или вообще исчезла, указывает тот факт, что 25 000 проживающих в Эстонии детей либо регулярно, либо вообще не получают денег на содержание. Как обычно, тема долга по алиментам и возможности встречи с ребенком ставит ребенка под перекрестный огонь родителей, который прекращает детский плачь и тоска по мамочке и папочке в хорошем настроении.

Внимательный уже заметил наружную социальную рекламу, которую проводит MTÜ Üksikvanema Heaks, под лозунгом "Папочка, где (кто) ты?". Плакаты на улицах города ясно говорят: папочка, будь у меня, приходи за мной в детский сад и играй со мной в те игры, в которые мамочка не умеет играть!

Недавно я участвовала в конференции "Отец или самец?". Несколько провокационное название конференции особенно хорошо подчеркивает дилемму, перед которой стоит наше общество. Мы ценим отцовство с более мягкими ценностями или ждем от отцов "самцовости", из поколения в поколение передавая образ мачо и поведение свободного радикала, который образует новые соединения и бросает половинные связи.

"Папочка, кто ты?" задает всем нам еще один важный вопрос: каковы отцы сегодня, и какие папочки растут для будущей Эстонии. Отцы-самцы, свободные радикали или отцы с более мягкими ценностями?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх